ВОПРОСЫ БЕРЕГОЗАЩИТЫ
Проблемы, связанные с глобальным потеплением, указываются также с вопросами экологии акватории восточной части Финского залива и Невской губы и задачами укрепления берегов как в границе города (150 км), так и общей береговой линии в периметре ее части (500 км).
Прилегающая к Санкт-Петербургу береговая линия, сформирована, в отличие от наших северных соседей, не кристаллическими твердыми породами, а легко размываемыми ледниковыми отложениями. С увеличением волновой нагрузки мы наблюдаем интенсивное разрушение берегов в Курортном районе (Сестрорецк, Комарово, Репино, Лисий нос), в Петергофе, Кронштадте, на Канонерском острове, в Парке 300-летия Санкт-Петербурга. Здесь происходят опасные и необратимые процессы. Береговая картина в этих местах менялась и ранее, но не так стремительно как в настоящее время. Основными причинами этого явления являются глобальное изменение климата и увеличение количества неблагоприятных погодных явлений, а также непродуманные действия при разработке подводных карьеров и создании намывных территорий.
В отдельных публикациях высказывалось мнение, что КЗС якобы повлиял на изменение гидрологических процессов на всей защищаемой территории и его эксплуатация способствует подтоплению и размыву берегов. В качестве примера приводилось периодическое подтопление поселка Лисий Нос.
Анализ материалов и проведенные натурные обследования на месте убедительно показали, что никакого отношения защитный комплекс к подтоплению Лисьего Носа не имеет. Причиной подтопления поселка является отсутствие дренажной системы.
Грамотно реализованные в процессе строительства КЗС проектные решения не изменили систему течений, волновой и температурный режимы, а также естественный режим уровней воды в Невской губе и дельте реки Невы. Утверждение, что Комплекс защитных сооружений способствует размыву берегов, является весьма спорным и не доказано фактами.
Для установления истины в данном вопросе необходим постоянный мониторинг процессов подтопления и разрушения, а в основе полученных данных - разработка эффективных мероприятий по укреплению береговой линии.
В настоящее время создана Генеральная схема берегозащиты побережья Финского залива в границах Приморского, Петроградского, Василеостровского, Кировского, Красносельского и Петродворцового районов Санкт-Петербурга. Выполненные в ее обоснование исследования показали, что береговая зона Невской губы требует применения специальных мер по комплексной защите различных ее участков:
- для северного берега это создание искусственных пляжей в комплексе с берегозащитными сооружениями;
- для восточного – реконструкция и поддержание в рабочем состоянии существующих и строительство новых (Канонерский остров) сооружений «жесткой» берегозащиты (набережные, волноотбойные стенки, каменные наброски);
- для южного берега – укрепление участков береговых террас и применение волноломов из природного камня.
Берегоукрепительные сооружения должны обеспечить надежную защиту берегов от стоковых, волновых, ледовых воздействий с учетом сгонно-нагонных колебаний уровня воды, от воздействия грунтовых вод, а также экологическую безопасность, поскольку они выполняются из природных материалов, добываемых в регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Разрабатываемые проекты для каждого участка при этом необходимо увязать с Генеральным планом Санкт-Петербурга.
ЭКОЛОГИЯ АКВАТОРИИ
Глобальное потепление, безусловно, влияет и будет влиять на экологию акватории Финского залива и Невской губы. В частности, на размножение сине-зеленых водорослей (цианобактерий) вызывающих цветение воды. Некоторыми жителями прибрежных районов это, однако, увязывается с КЗС. Такое мнение является ошибочным.
Еще задолго до начала строительства защитных сооружений в Невской губе отмечались участки акватории, на которых периодически цвели сине-зеленые водоросли -древнейшие представители мира растений. В 70-х годах ХХ века эксперты отнесли южную часть Невской губы к эвтрофной акватории, то есть подверженной периодическому цветению. С учетом данного факта в разрабатываемый проект КЗС были внесены изменения для уменьшения зон замедленного водообмена: увеличено количество отверстий в водопропускных сооружениях, примыкающих к южному и северному берегу, выполнены работы по спрямлению береговой линии.
Наряду с температурным фактором, процесс цветения воды и образования колоний цианидов специалисты связывали с загрязнением воды в Финском заливе. Решению этих проблем был посвящен в 2013 году Балтийский форум, состоявшийся в Санкт-Петербурге. Сегодня фактор загрязнения городскими сточными водами практически исключен, так как очищается 98,5% сбрасываемых сточных вод, а к 2020 году, в связи с вводом Охтинского коллектора, очистка достигнет 100%. Вместе с тем на отдельных участках прибрежных территорий курортной зоны имеют место сбросы в Финский залив не очищенных сточных вод с повышенным содержанием фосфатов (моющие средства и т.п.) - именно они, в сочетании с повышением температуры, провоцируют рост цианидов в акватории, являясь для них питательной средой.
В летний период 2018 года цветение воды было вызвано развитием в акватории Невской губы сине-зеленых водорослей. Причем, это явление отмечалось не только в Невской губе и восточной части Финского залива, но и на обширных акваториях Балтийского моря, включая берега Финляндии и Германии. Тогда было жаркое лето, которое попало в десятку самых теплых за всю историю наблюдений. После предыдущего холодного лета температурный скачек оказался значительным, что и послужило основной причиной цветения воды.
Финские экологи полагают, что в 2018 году в Финском заливе, действительно, сложилась худшая за последние 20 лет ситуация с сине-зелеными водорослями. Специалисты Института по исследованию окружающей среды SYKE считают, что проблема связана также и с поступлением насыщенных фосфором вод через Датские проливы в Балтийское море. Главными источниками фосфора, попадающего в Балтийское море, являются сельское хозяйство и промышленность.
Следует подчеркнуть, что цианобактерии постоянно присутствуют в Балтийском море и Финском заливе. Их невозможно уничтожить - они необычайно живучи. В неблагоприятных условиях они «спят», а в жаркий период начинают стремительно развиваться, что и наблюдалось в 2018 году на пляжах Зеленогорска, Комарово, Репино и Солнечного. Никакого влияние на этот процесс КЗС не оказывает, так как не является источником загрязнения.
Следует подчеркнуть, что при проектировании, строительстве и эксплуатации КЗС вопросам экологии уделялось и уделяется самое пристальное внимание. На защитных сооружениях реализован системный подход по сбору, отведению и очистке всего объема загрязненных вод с морского участка кольцевой автодороги протяженностью более 22 км. В автодорожном тоннеле судопропускного сооружения С-1 стоки эффективно очищаются специальными установками, проходят жесткий контроль и сбрасываются в акваторию Невской губы только при условии соответствия их состава нормативным требованиям по взвешенным веществам, биохимическому потреблению кислорода, хлоридам и нефтепродуктам.
Являясь экологически чистым объектом, КЗС не оказывает отрицательного влияния на санитарный режим Невской губы, на воспроизводство рыбных запасов, в том числе ценных проходных и полупроходных рыб. Защитные сооружения играют огромную роль для сохранения биоразнообразия и редких видов околоводных и водоплавающих птиц. В частности, на его объектах ежегодно гнездятся все восемь видов, занесенных в Красную Книгу Санкт-Петербурга.
Завершение строительства Комплекс защитных сооружений в 2011 году не только создало условия исключающие возможность затопления Северной столицы нагонными водами, но и способствовало улучшению экологической обстановки в прилегающих к КЗС территориях и водных пространствах.
В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
Следует отметить, что КЗС, представляющий собой многофункциональный объект капитального строительства, требует пристального внимания как с точки зрения обеспечения надежности работы всех систем, так и взаимодействия комплекса с окружающей средой.
Как показал опыт, все прошедшие годы служба эксплуатации в полной мере обеспечивала работоспособность затворов судо- и водопропускных сооружений, автомобильной дороги, проходящей по гребню дамбы, моста и тоннеля за счет действующей автоматизированной системы управления.
Дальнейшее совершенствование работы комплекса, несомненно, должно основываться на современной базе информационных технологий. В этой связи следует говорить о внедрении в систему эксплуатации КЗС геоинформационной системы (ГИС), которая, в частности, уже дает положительные результаты в создании и функционировании автоматизированных баз данных в дорожной отрасли у нас в стране. Для КЗС ближайшее будущее видится в автоматизированном мониторинге за техногенными и природными явлениями, включая загрязнения окружающей среды и наводнения.
Действующие ГИС снабжены достаточно сложным математическим аппаратом и языком запросов SQL. С использованием этой технологии появится возможность в непрерывном режиме отслеживать как работу систем КЗС, так и получать актуальную информацию о состоянии окружающей среды, что позволит оперативно реагировать на изменения и принимать наиболее оптимальные решения по сохранению требуемых нормативов по всем показателям многофункциональной системы КЗС «Финский залив – Невская Губа».
База данных КЗС, входящая в информационную систему, позволит, используя получаемые результаты, вести научные исследования по влиянию всемирного потепления на экологическую обстановку в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
ВЫВОДЫ