17 сентября прошла осенняя проверка работы механизмов плавучего гидротехнического затвора судопропускного сооружения С-1 с участием заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Олег Бетина.
Подготовку Комплекса к предстоящему осенне-зимнему сезону мы попросили прокомментировать Генерального директора Федерального казенного предприятия «Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» Владимира Ивановича Щекачихина.
- 17 сентября специалисты Комплекса провели маневрирование батопортами судопропускного сооружения С-1. Батопорты – составные части основного сооружения С-1, внешне напоминают ворота и способны передвигаться по воде, как любое плавучее судно.
Впервые для предотвращения подъёма воды Комплекс защитных сооружений был задействован 28 ноября 2011 года, а в последний раз все затворы закрывали из-за угрозы наводнения в январе этого года.
Сентябрьская проверка работы оборудования ограничилась выводом батопортов в центр канала без спуска на порог. 22 сентября нами было решено осуществить подъём плоского подъёмно-опускного затвора судопропускного сооружения С-2 в положение «закрыто». С поставленными задачами на недавних учениях защитные механизмы Комплекса успешно справились. Присутствовавший на испытаниях по маневрированию батопортами Замминистра строительства и ЖКХ России Олег Иванович Бетин отметил грандиозность и уникальность сооружений, защищающих сегодня Петербург от наводнений.
- Какие работы выполнялись в рамках эксплуатации петербургской дамбы за осенне-летний период?
- Гидротехническое сооружение такого масштаба сложно назвать «дамбой». Комплекс состоит из 11 каменно-земляных дамб, двух судопропускных и шести водопропускных сооружений, морского участка кольцевой дороги с автодорожным тоннелем. Каждый объект Комплекса входит в круглогодичный план регламентных работ, включающий в себя техническое обслуживание и ремонт при необходимости.
Ежесезонно на Комплексе защитных сооружений проходят плановые испытания всех затворов и механизмов, задействованных при ликвидации подъёмов воды. Особенное внимание проверке работоспособности гидромеханического оборудования мы уделяем в осенне-зимний период, когда возрастает угроза подъёмов воды. Проверки такого рода не могут проходить слишком часто. Каждое учение требует всестороннего согласования с Большим портом Санкт-Петербурга, ведь в момент испытательных работ полностью перекрывается судоходный канал, соответственно, запрещается проход судам. К тому же нет необходимости задействовать механизмы защиты чаще. Сезонных проверок и фактических наводненческих ситуаций вполне хватает для того, чтобы убедиться в исправности оборудования. В январе этого года, к примеру, дважды за месяц сооружения закрывали при реальной угрозе. В один из дней, когда была зафиксирована наводненческая ситуация, ворота Комплекса впервые с момента сдачи в эксплуатацию были задействованы более 30 часов.
Также из-за сложных погодных условий в ночь со 2 на 3 октября нынешнего года специалисты Комплекса провели маневрирование затворами на случай критичного подъёма уровня воды в дельте реки Невы. В осенне-зимний период Дирекция Комплекса защитных сооружений находится в режиме повышенной готовности.
- Проводилась ли на Комплексе замена конструкций и механизмов, их модернизация? Какие ремонтные работы осуществляются в рамках обслуживания комплекса?
- Комплекс сдан в эксплуатацию всего 4 года назад и в замене основных конструкций пока не нуждался. Работа защитных сооружений по плану рассчитана минимум на 100 лет. Тем не менее, все сооружения Комплекса подвержены постоянному мониторингу. Рекомендуемый срок использования имеется у большинства деталей, которые будут своевременно заменены. При этом, начиная с августа 2015 года, осуществляется плановый ремонт фасадов зданий водопропускных сооружений и парапетных стенок у дамб на финской стороне скоростной дороги. Далее планируем приступить к ремонту на невской стороне автодороги.
- Владимир Иванович, существует ли для Комплекса проблема зависимости от поставок импортного оборудования? Насколько актуальна для вас программа импортозамещения?
- Санкции в первую очередь касаются предметов двойного назначения, используемых как в мирных целях, так и в военных. У нас такого оборудования нет. Дирекция выполняет функции эксплуатирующей организации, выступая заказчиком у подрядных организаций, которые в свою очередь осуществляют обслуживание оборудования, а также ремонт и замену технического оснащения, если потребуется. Важным аспектом является то, что несмотря на присутствие иностранного оборудования программное обеспечение Комплекса спроектировано, смонтировано и введено в рабочую эксплуатацию российской компанией BCC, благодаря которой нам не приходится переживать за безопасность наших объектов.
Подготовила Светлана Соснова