Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Кто, как и почему защищает Санкт-Петербург от наводнений

В 2021 году Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений празднует первый юбилей - десять лет со дня ввода в эксплуатацию. За это время список предотвращенных наводнений приблизился к трем десяткам. 

Почему Петербургу часто угрожают наводнения

Ученые подсчитали, что за более чем 300-летнюю историю Санкт-Петербург сталкивался с наводнениями более 300 раз, то есть практически ежегодно. Все дело в его географическом положении. Санкт-Петербург заложен Петром I в восточной части Финского залива как место выхода России в Балтийское море. Город находится в устье одной из самых полноводных рек Европы - Невы. Здесь преобладают западные ветра. Но причина петербургских наводнений не речная вода, а Атлантические циклоны, которые, проходя над Балтийским морем, формируют нагонные волны. Это приводит к затоплению.

Анализ данных свидетельствует о том, что в восточной части Финского залива наводнения происходят практически во все месяцы года, но максимальное их количество приходится на осенне-зимний период.

Борис Дайтер

Генеральный директор ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России"

Самые известные наводнения в истории города

Об уровне самых сильных наводнений напоминают отметки на "шкале Нептуна", расположенной рядом с Синим мостом через реку Мойку. На нем есть засечки, обозначающие уровень воды во время самых сильных наводнений, произошедших в 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годах. Первое из них описано Пушкиным в "Медном всаднике". Вода тогда поднялась более чем на четыре метра, оставив после себя разрушенный город. Ровно сто лет спустя, в сентябре 1924-го, Ленинград вновь противостоял стихии: вода поднялась на 3,8 метра. Ущерб от этого наводнения составил 10% стоимости всех основных фондов городской промышленности.

Как защитититься от наводнений

Борис Дайтер отмечает: "Многие известные города мира страдают от наводнений. Причины грозных проявлений стихии разные. Основной тип наводнений - ливневый, происходящий от аномального количества выпадающих осадков. Но Санкт-Петербург - мишень для атлантических циклонов и нагонных волн. Эти же силы угрожают Лондону, Гамбургу, Роттердаму и другим европейским городам".

Батопорты судопропускного сооружения С-1

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Опыт показал, что защитить территории от наводнений могут дамбы - специальные гидротехнические сооружения, имеющие вид насыпи или вала, которые ограждают населенные пункты от воды. Первые дамбы для защиты людей от разливов Нила строили еще в Древнем Египте.

Наиболее известные дамбы в мире - сооружения, возведенные в Нидерландах. Например, дамба Афслейтдейк (одна из 13 дамб, построенных в рамках проекта "Дельта") имеет длину 30 км. 

Хроника строительства

В генеральный план развития Ленинграда 1966 года была включена Кольцевая автодорога, проходящая через Финский залив по рукотворным дамбам комплекса защитных сооружений (КЗС). В 1979 году было принято решение о начале строительства КЗС. 

Судопропускное сооружение С-2

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

В октябре 1980 года приступили к отсыпке первой дамбы с северного побережья Финского залива по направлению к Кронштадту. В 1981 году начали возводить водопропускные сооружения, которые призваны минимизировать влияние комплекса на гидрологический режим Финского залива. Три года спустя, в 1984-м, дамба соединила остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, с материком. Работы были выполнены на 65–70%, когда в 1990-е годы по экономическим и политическим причинам стройка встала.

В 2003 году по инициативе Владимира Путина строительство возобновили. Завершить стройку поручили Владимиру Когану, который возглавил организацию, выполняющую функцию заказчика-застройщика, - "Северо-Западную дирекцию Росстроя - Дирекцию комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений". Уже в 2006 году открыли автодорожный мост на судопропускном сооружении С-2, в 2008 году началось судоходство по новому руслу Кронштадтского корабельного фарватера, в 2009-м проведены первые полномасштабные испытания уникального плавучего затвора судопропускного сооружения С-1.

Затвор судопропускного сооружения С-1

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

В строительстве КЗС участвовало около десяти тысяч работников, было задействовано 700 единиц строительной техники. Общий объем капиталовложений - 126,1 млрд рублей.

Строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений официально завершилось 12 августа 2011 года. В торжественной церемонии открытия КЗС принял участие Владимир Путин. 

Уже в первый год удалось предотвратить масштабное бедствие. Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогнозировало 26 декабря 2011 года особо опасное наводнение с уровнем воды у Горного института +294 см. Комплекс защитных сооружений не пустил "высокую воду" в Санкт-Петербург. Ущерб для города только от этого наводнения, по примерным оценкам, мог составить порядка 25 млрд рублей.

Комплекс защитных сооружений сегодня - это: 

  • 11 каменно-земляных дамб;
  • 6 водопропускных сооружений; 
  • 2 судопропускных сооружения;
  • 7 автодорожных мостов; 
  • 1 подводный автодорожный тоннель; 
  • 2 транспортные развязки.

Общая длина КЗС - 25,4 км, длина по акватории - 22,2 км. С подобной схемой сооружений можно познакомиться на официальном сайте комплекса. 

Дамбы состоят из песчаного грунта, горной массы и моренного суглинка. Боковые откосы укреплены скальными породами и щебнем. Ширина дамб в акватории достигает 160 м, высота насыпей - 6,5 м над уровнем моря.

Закрытый затвор судопропускного сооружения С-1 во время наводнения ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Закрытый затвор судопропускного сооружения С-1 во время наводнения

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Водо- и судопропускные сооружения оснащены затворами различного типа. Как поясняет Борис Дайтер, все 66 затворов КЗС в обычных условиях постоянно открыты, обеспечивая свободный гидрологический режим в акватории Финского залива и беспрепятственное движение судов по морским каналам. Исключение - момент наводнения. В это время, перекрывая затворами судо- и водопропускные отверстия, КЗС обеспечивает защиту города от нагонной волны, образуя сплошную преграду на пути ее движения к Санкт-Петербургу.

Судопропускные сооружения КЗС обеспечивают доступ в Морской порт Санкт-Петербурга судов всех типов водоизмещением до 140 тысяч тонн. Под судопропускным каналом С-1 проложен автомобильный тоннель протяженностью около 2 км. Безопасность движения автомобильного транспорта по тоннелю обеспечивают 52 электронные системы, работающие в автоматическом режиме. По гребню дамб проходит шестиполосная автомагистраль - морской участок кольцевой автодороги А-118, который рассчитан на пропуск до 35 тысяч автомобилей в сутки.

Мост водопропускного сооружения ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Мост водопропускного сооружения

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Экологическая безопасность

При проектировании и строительстве Комплекса защитных сооружений был принят ряд мер, обеспечивающих экологическую безопасность. Пристальное внимание было уделено сохранению естественного гидрологического режима и обеспечению беспрепятственного водообмена между Невской губой и Финским заливом. Не менее важной задачей было избавить водный бассейн от вредоносных последствий эксплуатации автомагистрали, проходящей через сооружения защиты. Разработанная система экологической безопасности на Комплексе уникальна и во многом не имеет аналогов в мире.

Борис Дайтер

Генеральный директор ФКП "Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России"

В открытом состоянии фронт движения воды через водопропускные сооружения в 1,5 раза больше, чем устье Невы. За счет этого обеспечивается необходимый выход воды из реки в Балтийское море, исключается образование застойных зон и одновременно создаются условия для жизни растений и морской фауны.

Чтобы избежать попадания в воду песка, грязи и горюче-смазочных материалов от автомобилей, по обеим сторонам дороги устроены специальные водоотводные лотки протяженностью свыше 50 км. Загрязненный сток с автодороги направляется в 40 локальных очистных сооружений. За десять лет эксплуатации КЗС через очистные сооружения прошло около 3 млн кубометров воды с проезжей части. Это примерный объем Нижнего Большого Суздальского озера в Санкт-Петербурге. В итоге в Финский залив поступает только очищенная вода. 

Орнитофауна  на прилегающих территориях КЗС ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Орнитофауна на прилегающих территориях КЗС

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Интересные факты

  • За десять лет эксплуатации комплекса удалось предотвратить 26 морских наводнений, в том числе 12 особо опасных с прогнозом подъема уровня воды в устье Невы выше 211 см Балтийской системы высот (отсчет ведется от нуля Кронштадтского футштока) и 14 опасных - от 161 до 210 см БСВ. 
  • Общий предотвращенный потенциальный ущерб составил более 120 млрд рублей, что подтверждает высокую эффективность эксплуатации КЗС и быструю окупаемость сооружений защиты.
  •  Самое длительное закрытие Комплекса защитных сооружений для предотвращения угрозы наводнения было проведено с 6 на 7 декабря 2015 года и составило 41 час.
  • Максимальная скорость северо-западного ветра - 32 м/с - зафиксирована на КЗС во время предотвращения наводнения 10 сентября 2020 года. Это на 8 м/с больше проектных расчетов.
  • В результате нагонного наводнения 9 марта 2019 года зафиксировано редкое явление: навалы льда на финскую сторону дамбы Д-3. На участке около тысячи метров выросла стена из ледяных глыб шириной 18–20 м и высотой до 11,4 м, что сравнимо с высотой трехэтажного дома. Объем льда в навале составил примерно 160 тысяч кубометров.

Ледяные навалы на каменно-земляных дамбах. ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

Ледяные навалы на каменно-земляных дамбах.

© ФКП "Дирекции КЗС г. СПб Минстроя России"​

  • За десять лет КЗС стал не просто "рубежом обороны" города от наводнений, но и важной частью его ландшафта. Это морская граница и морские ворота Санкт-Петербурга. Здесь проводились съемки таких сериалов, как "Морские дьяволы", "Судьи и судьбы", полнометражных фильмов "Маруся фореva!", "Номер один" и многих других. Клипы RSAC x ELLA "NBA (Не мешай)", группы "Отпетые мошенники" "Люби меня, люби " и "Иванушек Int." "Тучи" тоже снимались на знаменитой дамбе. 

 

Статья опубликована на сайте информационного ТАСС

Архив:
А знаете ли вы, что?

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Подписка на новости
о комплексе
Новости
07 мая 2024

     Вчера представители Дирекции КЗС посетили школу № 425 Кронштадтского района, где провели встречу с учениками и рассказали об уникальном гидротехническом сооружении — Комплексе защиты Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС). В мероприятии приняли участие старшеклассники трёх школ Кронштадтского района: № 425, № 423 и № 422. Ребята познакомились с устройством и основными сооружениями КЗС, узнали, как надежно защищён город на Неве от морских нагонных наводнений, посмотрели фильм «Морские ворота Петербурга. Защита от наводнений».

06 мая 2024

    Уважаемые водители!
   Дирекция КЗС информирует о работе передвижных комплексов фиксации превышения скорости на ФСАД КЗС в период с 06 по 12 мая 2024 года.
   Места дислокации комплексов определяются Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
   Фоторадарные комплексы расположены на участках пути ФСАД КЗС:
внешнее кольцо:
 км118+850, км120+650, км124+850, км130+200; км132+230, км133+820, км137+400, км140+100;
внутреннее кольцо:
км116+800, км125+650, км125+650, км129+925, км132+230, км133+830.
     Соблюдайте ПДД! Счастливого пути!