Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

195 годовщина со дня самого катастрофического наводнения в городе на Неве.

19 Ноя 2019

     195 лет назад, 7(19)ноября 1824 года, в Петербурге произошло второе по счету и первое по высоте подъема воды катастрофическое наводнение. По современной системе измерения водомерного поста «Горный институт» уровень достиг отметки +421 см выше ординара Балтийской системы высот.

    195 лет назад, 7(19)ноября 1824 года, в Петербурге произошло второе по счету и первое по высоте подъема воды катастрофическое наводнение. По современной системе измерения водомерного поста «Горный институт» уровень достиг отметки +421 см выше ординара Балтийской системы высот.

     День 6(18) ноября был предвестником трагедии: дул сильный, холодный ветер, который к вечеру усилился, вода в Неве поднялась. Вечером загорелись сигнальные фонари на Адмиралтейской башне для предостережения жителей о наводнении. За ночь вода поднялась еще больше и город накрыла буря.

    7(19) ноября в полдень весь город был заполнен бушующей массой воды. Залито все, кроме Литейной, Каретной и Рождественской частей. Разъяренные волны свирепствовали на Дворцовой площади, которая с Невой составляла одно огромное озеро, простирающееся до самого Аничкова моста. Большая часть строений была смыта до основания, бушующая стихия несла по улицам вырванные с корнем деревья, остатки разрушенных домов, смытых мостов, части разбитых в щепки судов, мебель, утварь, дрова, трупы погибших животных и утонувших людей. К 15 часам 7(19) ноября вода начала уходить,  к 19 по улицам начали ездить экипажи, а к ночи Нева полностью вернулась в свои берега.

    По официальной статистике того времени, при наводнении 1824 года погибло около 1000 человек, некоторые источники доводили число погибших до 4000.   Ущерб колоссален: падеж домашнего скота - 3609 голов, разрушено 462 дома, повреждены все мосты, пропали тонны продовольствия, разрушены фабрики, разбиты малые и большие суда.

      Трудно представить пережитый ужас уцелевших Петербуржцев, их самоотверженность, мужество в борьбе за спасение от стихии.  

      Сегодня, памятные знаки о наводнении 1824 года расположены на зданиях в центре города, на стеле у Синего моста на Исаакиевской площади, в арке Невских ворот Петропавловской крепости. 

Современный Санкт-Петербург надежно защищает от наводнений, вызванных нагонной волной Балтики, Комплекс защитных сооружений. По проекту, барьер должен остановить нагонную волну катастрофического наводнения уровнем 5,15 м. За восемь лет эксплуатации Комплекс защитных сооружений предотвратил 18 морских нагонных наводнений.

 

По годам:
А знаете ли вы, что?

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Самое длительное закрытие Комплекса защитных сооружений для предотвращения угрозы наводнения было проведено с 6 на 7 декабря 2015 года, и составило 41 час (проектом предусмотрено максимальное время закрытия КЗС до 48 часов).

Плавучий затвор судопропускного сооружения С-1 состоит из двух створок. Каждая створка включает в себя шаровую опору, опорную раму и батопорт. Батопорт, в переводе с французского – судно-дверь. Конструкцию батопортов спроектировало ЦКБ МТ «Рубин», крупнейший разработчик Советских и Российских подводных лодок.

Подписка на новости
о комплексе
10 ЛЕТ КЗС. Интересные факты

Для защиты города от нагонных волн, за 10 лет эксплуатации, затворы комплекса находились в положении «закрыто» 346 часов, то есть почти 14,5 суток.