Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Памятные даты КЗС. 235 лет со дня рождения П.Д. Базена.

13 Янв 2021

      13 января 1786 года, 235 лет назад, во французском городке Сэй, что стоит на реке Мозель, родился Пьер-Доменик Базен – французский инженер, математик, механик, состоящий на русской службе в Санкт-Петербургском Корпусе инженеров путей сообщения.

    13 января 1786 года, 235 лет назад, во французском городке Сэй, что стоит на реке Мозель, родился Пьер-Доменик Базен – французский инженер, математик, механик, состоящий на русской службе в Санкт-Петербургском Корпусе инженеров путей сообщения.

    Базен получил образование в Париже, окончив Политехническую школу и Школу мостов. В 1810 году по указанию императора Наполеона I с группой французских инженеров был направлен в Россию в Санкт-Петербург и принят на службу для помощи в организации института Корпуса инженеров путей сообщения. В России Базен получил новое имя – Петр Петрович и прослужил нашей стране более 25 лет, был удостоен чина генерал-лейтенанта, являлся членом-корреспондентом  и почетным членом Петербургской академии наук, награжден орденами Св. Александра Невского, Св. Владимира 2 степени, Св. Анны 1 степени, и др. Выдающийся инженер оставил для Санкт-Петербурга большое наследие осуществленных проектов. Среди них: Обводный канал и мосты через него, гидротехнические сооружения Охтинского порохового завода, шлиссельбургские гранитные шлюзы, купола Троицкого собора и многие другие. А идея одного проекта поистине уникальна.

    После самого разрушительного наводнения в Санкт-Петербурге, которое произошло 7 ноября 1824 года, император Александр I объявил конкурс проектов по защите от наводнений. Петр Петрович Базен предложил свой проект. Он впервые правильно определил причину резкого подъема уровня воды в устье Невы – морской нагон со стороны Балтики, и для защиты города от затоплений предложил построить заградительную дамбу через Финский залив. По разработанному им плану предлагалось создание гидротехнического сооружения, состоящего из 5-и дамб, судо- и водопропускного сооружения. Длина дамб – 23,8 км, их высота над уровнем моря – 8,5 метров, линия строительства – Лисий Нос – о.Котлин – Ораниенбаум. Проект Базена был несовершенным и сложным с точки зрения технической реализации для первой половины XIX века, но несомненная заслуга этого инженера состоит в том, что его идея послужила отправной точкой для создания современного Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

    2021 год юбилейный для КЗС – 10 лет эксплуатации! Комплекс встал на защиту города от наводнений в августе 2011 года. На сегодняшний день предотвращено 26 морских нагонных наводнений!   

По годам:
Знаете ли вы, что?

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков. Верхняя часть дамбы может использоваться для дороги и других коммуникаций. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии)

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Только из объемов обратной засыпки грунта (36,7 млн.куб.м), отсыпки скальных пород (5,76 млн.куб.м) и уложенного бетона (2,5 млн.куб.м), используемых при строительстве КЗС можно было построить 18 пирамид Хеопса (2,5 млн.куб.м).

Подписка на новости
о комплексе