Размер шрифта:
Маленький Большой
Цвет сайта:
Б Ч С
Обычная версия
Ru  En
Федеральное казенное предприятие
Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга
Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

Сорок пятая годовщина особо опасного наводнения XX века.

29 Сен 2020

        45 лет назад, 29 сентября 1975 года, в Петербурге произошло пятое по высоте наводнение, с уровнем подъема воды +281 см выше ординара Балтийской системы высот.

      45 лет назад, 29 сентября 1975 года, в Петербурге произошло  пятое по высоте наводнение, с уровнем подъема воды +281 см выше ординара Балтийской системы высот.

     Циклон образовался у берегов Великобритании. Ураганные ветры западных направлений со скоростью 25-30 метров в секунду задели часть Скандинавии и через Балтийское море понеслись к Ленинграду. Синоптики Ленинградского бюро прогнозов вечером 28 сентября дали предупреждение о возможном наводнении. Городские и районные комиссии по борьбе со стихийными бедствиями, штабы гражданской обороны, воинские подразделения, милиция были извещены и подготовлены к борьбе со стихией.

     Наиболее сложная обстановка сложилась в Василеостровском, Петроградском, Ждановском(Приморском), Октябрьском(Адмиралтейском) и Сестрорецком районах. Подтоплению подверглись 280 подвальных помещений жилых домов. Затопило многие промышленные предприятия, деятельность десяти была временно остановлена, пострадали станки, оборудование, материалы. Аварийная ситуация создалась на станции метро «Горьковская», вода хлынула на станцию. В Василеостровском районе  две станции скорой помощи были подтоплены - машины не могли выехать на вызовы. В центральных и прибрежных районах города возникли перебои в электроснабжении.

      В самый разгар наводнения в зоопарке в семье жирафов произошло прибавление. Позже, жирафёнку дали имя Стихия.

      На водомерном посту «Горный институт» в 4 часа утра 30 сентября 1975 года был зафиксирован пик подъема воды +281 см.

          К полудню, после спада воды, возобновилось движение городского транспорта. Начались работы по ликвидации последствий наводнения.

          Точные данные о нанесенном имущественном ущербе в результате сентябрьского наводнения 1975 года оглашены не были, убытки ориентировочно оценивались в несколько миллионов рублей.

         5-е по силе наводнение ускорило работы по завершению проекта защиты Ленинграда от наводнений, повлияло на принятие решения руководством страны о необходимости начала строительства комплекса защитных сооружений.

По годам:
Знаете ли вы, что?

По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн. Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что в кораблестроении применяются современные облегченные материалы и при сохранении осадки судна его водоизмещение значительно увеличивается.

Многочисленные экологические экспертизы, проведённые в конце 1980-х и начале 1990-х гг., подтвердили выводы природоохранных разделов проекта КЗС. В 1990-м году большую работу провела Международная экспертная комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов шести стран (Нидерландов, Великобритании, Дании, Италии, Финляндии и США). Она подтвердила незначительность влияния на окружающую среду Комплекса защитных сооружений.

При строительстве комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений было использовано большое количество строительных материалов: песок, горная масса различных фракций, мореный суглинок, бетон, металлоконструкции и многое другое. Если все строительные материалы для КЗС погрузить в железнодорожные вагоны, то длина этого поезда могла бы составить три расстояния от Санкт-Петербурга до Владивостока (6540км х 3). 

Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

Движение автомобильного транспорта через канал судопропускного сооружения С-2 обеспечивает мост общей длиной почти 1500 метров.  Мост оснащен подъемным пролетным строением. Его высота над водой 16 метров. В случае необходимости, всего за 2-3 минуты, пролет способен подняться вверх еще на 9 метров. Современная система электропривода, тросов и противовесов расположена в опорах моста.  

Подписка на новости
о комплексе